Эту статью Владимир Секретов принес в редакцию в конце минувшей зимы. И тогда же мы договорились, что недели через три он напишет для нас еще и о том, как вел себя зимой редакционный ИЖ Юпитер 5К, в испытаниях которого он принял участие.
Этим планам не суждено было сбыться. Трагический случай на охоте оборвал в расцвете сил жизнь нашего автора, имя которого было хорошо известно читателям «За рулем» по его интересным и серьезным публикациям, посвященным мотоциклетному делу. Он был не только его знатоком, но и энтузиастом, пропагандистом, о чем говорит и эта последняя статья, обращенная к тем, кто хочет сесть за руль мотоцикла.
Одновременно с родившимся желанием купить мотоцикл возникает и резонный вопрос: а какой? И хотя выбор в наших магазинах не так уж велик, тем не менее важно не ошибиться, попасть в точку на той шкале, где умещаются все модели, от мокика до «Урала». И не слушайте тех, кто утверждает, что «макака» лучше мокика, а ЯВА лучше «Восхода». У каждой модели свои достоинства и свои недостатки. И если уж сравнивать разные машины, то надо делать это грамотно — тогда и вывод получите соответствующий. А конечная цель, на мой взгляд, должна быть одна: привести в соответствие технические данные мотоцикла с предстоящими условиями эксплуатации, с возрастом и индивидуальными качествами владельца.
Начнем с мокика. Это самое легкое, самое дешевое и наименее скоростное из транспортных средств подобного рода. Благодаря сумме этих качеств мокиком разрешено управлять, не имея удостоверения, а это существенно раздвигает «возрастные границы» будущих владельцев в обе стороны. Не обязательно и применение мотоциклетных шлемов, это тоже плюс в глазах людей пожилых. Наконец, мокик (и тем более — мини-мокик!) можно без хлопот хранить на веранде и даже на балконе.
Из сказанного с достаточной определенностью следует вывод: мокик стоит приобретать тем, кто еще «не дорос» до мотоциклетных «прав», а также тем, кто физически уже не может успешно эксплуатировать более скоростную (и более тяжелую) машину. К этим категориям водителей я добавил бы еще женщин и начинающих мотоциклистов, ну и, наверно, тех, кто хотел бы иметь дополнительное к имеющемуся транспортное средство для поездок на работу, по личным делам.
Легкие мотоциклы существенно отличаются по техническим характеристикам, особенно по мощности и скорости, но еще вполне доступны по цене. Возьмем мотоцикл минского завода ММВЗ - 3.112. Он стоит 396 рублей, а его максимальная скорость 95 км/ч. Это значит, что со скоростью 70—75 км/ч он может довольно долго двигаться в транспортном потоке, не создавая никому помех. Да и грузоподъемность мотоцикла такова, что он способен перевозить двух человек и еще небольшой багаж. Близки к этим мотоциклам «восходы», имеющие двигатель рабочим объемом 176 см3. Эти две марки роднит и конструкция: электрические схемы у них одинаковы, в силовых агрегатах много общего. Минские и ковровские машины достаточно надежны, экономичны, просты в обслуживании. И потому самые подходящие для начинающих мотоциклистов.
Правда, мне приходилось слышать, как 16-летние с обидой воспринимали такого рода советы: в их представлении только ЯВА или ИЖ-ПС заслуживают внимания. Но эта обида не от здравого смысла, а от подростковых амбиций, свойственных этому возрасту. Любое дело нужно осваивать по принципу «от простого к сложному» — только тогда можно постигнуть все его тонкости и достичь каких-то вершин. К сожалению, статистика несчастных случаев с мотоциклистами безжалостна и объективна. И ее анализ показывает, что чаще всего в ДТП гибнут новички, не накопившие опыта, но уже считавшие себя асами, то есть те, кто переоценивает свои возможности.
Следующая группа мотоциклов с двигателями объемом 200—360 см3 — самая обширная и наиболее популярная. Младшими в ней стоят тульские мотороллеры. Остальное приходится на ИЖи и ЯВЫ всех разновидностей.
В старину про орловских рысаков говорили, что это лошадь «ив подводу, и под воеводу» и тем высшей мерой оценивали их универсальность. Это качество присуще мотоциклам среднего класса. Обладая достаточно высокой мощностью, они позволяют ездить с пассажиром и грузом без потери максимальной скорости, по динамике превосходит легковые автомобиля. Но те же качества требуют от водителя хороших навыков, умения просчитывать ситуацию наперед, понимания законов дороги. Да и в целом эксплуатация их уже не столь проста.
В системе электрооборудования появляются сложные приборы — такие, как аккумуляторная батарея, выпрямитель, регулятор напряжения, реле указателей поворота. Силовой агрегат у большой части мотоциклов среднего класса имеет два цилиндра, а это опять-таки требует более высокой квалификации при регулировке.
И еще одно немаловажное обстоятельство нужно иметь в виду. Мотоциклы ИЖ и ЯВА имеют очень солидную массу в заправленном состоянии — примерно 180 кг. Удержать такой мотоцикл, когда он начинает падать, очень непросто (еще труднее — поднять!), особенно если хозяин не успел загодя накачать мышцы. И совсем туго придется такому «слабачку» на проселке или бездорожье, когда застрявший мотоцикл со всеми его лошадиными силами становится просто мертвым куском железа, который нужно вытащить руками.
Ну, теперь можно и резюмировать? Учитывая все сказанное плюс довольно высокую цену, настоятельно советовал бы покупать мотоцикл среднего класса только людям крепким, достаточно рослым (хотя бы не ниже 170 см) и имеющим уже стаж вождения не меньше трех лет, опыт езды по разным дорогам.
Тяжелых мотоциклов у нас только два — «Урал» и «Днепр». Правда, и ирбитский и киевский мотозаводы выпускают по несколько моделей, но существо дела от того не меняется, поскольку модели похожи как близнецы. Мотоциклы этого класса начинающим почти недоступны, ибо чрезвычайно дефицитны и еще более дороги. Дефицитность же объясняется тем, что в сельской местности тяжелые мотоциклы используются и в качестве личного транспорта, и в качестве мини-грузовиков, поскольку все они выпускаются только с боковым прицепом и способны перевозить трех человек, а порой и до 300—400 кг груза. Достаются они» как правило, людям уже достаточно взрослым, имевшим прежде какой-то транспорт и знающим, что они хотят, а потому тут и объяснять ничего не нужно.
Перечитывая написанное, я понял, что слишком скупо сказал о мотороллерах. Сейчас есть возможность исправить этот пробел, коль уж мы заговорили о селе. Необыкновенной популярностью у сельских жителей пользуется грузовой мотороллер «Муравей-2», имеющий добротную платформу очень высокой грузоподъемности (315 кг) и выпускаемый в двух вариантах — одноместным и двухместным. К нему относится почти все, что сказано о тяжелых мотоциклах (в том смысле, что мальчишки его не покупают), но у него есть и один характерный недостаток: единственный среди наших транспортных средств «Муравей» имеет три колеи — а это заставляет быть особенно строгим в управлении.
Пассажирский мотороллер «Тулица» выгодно отличается от всех мотоциклов тем, что очень хорошо защищает водителя от грязи, и потому на нем можно ездить даже в обычном костюме — тут ведь и посадка-то особая, как на стуле. Но за это удобство приходится платить. Как в натуральном виде, при покупке, так и увеличением массы (170 кг) и соответственно потерей скорости и динамики. Такова жизнь: за все надо платить. То обстоятельство, что «Тулицу» покупают, убеждает в ее привлекательности, причем чаще для людей в возрасте, спокойных, уравновешенных по натуре.
Итак, решение принято, выбор сделан. Не знаю, повлиял ли я на этот процесс хоть частично, но теперь уже поздно что-либо менять, потому что в магазин привезли именно то, что вам нужно, и вы горите нетерпением отправиться туда. Но все же примите последние напутствия.
Поезжайте вдвоем с человеком, который уже знает в этом толк, и на его мотоцикле. Так вы по крайней мере решите проблему первой заправки. Да и, что бы ни говорили о предпродажной подготовке, опытный глаз никогда не помешает: он заметит и трещину в фонаре, и перегоревшую лампочку, и проколотое колесо и... мало ли что еще можно заметить в новом мотоцикле! Не забудьте свое водительское удостоверение, шлем с очками и мотоциклетные перчатки.
Когда получите ящик с мотоциклом, то... Впрочем это уже тема другой статьи. А я с вами прощаюсь и желаю не ошибиться в выборе.
1989N07P5-6
Защитные прокладки на шпильки После длительной эксплуатации мотоцикла ЯВА, особенно в сельской местности, бывает трудно снять цилиндры: пыль и песок, смешиваясь с маслом, плотно забивают отверстия под шпильки. К тому же при разборке часть этой грязи попадает в картер, как ни стараешься его закрыть. Прокладка под головку Я избавился от этой неприятности следующим образом. Из сырой резины толщиной около 2 мм вырезал шесть прокладок (согласно рисунку) и надел их на шпильки до установки головки. При работе двигателя от нагрева они вулканизуются и надежно закрывают отверстия от пыли. Уже несколько лет я успешно применяю этот способ. В. КОРОТЧИКОВ Гомельская область, г. Озераны 1989N07P33
Читать далее >>Переделка кроссового CZ-250 в многодневный Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...
Читать далее >>Проверьте головку и патрубок Я знаю, некоторые владельцы мотоциклов «ИЖ-Юпитер» отмечают, что после ремонта двигателя из-под головки цилиндра просачиваются газы и в результате падает мощность. Жалоба справедливая. Между головкой и цилиндром не предусмотрена уплотняющая прокладка, поэтому у их стыковочных плоскостей должны быть плотно прилегающие поверхности. По разным причинам (неравномерная затяжка головки, неаккуратное обращение и др.) это условие нарушается, и тогда происходит прорыв газов по стыку. Чтобы восстановить герметичность соединения, следует притереть поверхности. Для этого требуется несложное приспособление. показанное на рисунке. Оно обеспечивает центрирование головки (на цилиндре нет соответствующего буртика).Приспособление сделано из двух деревянных планок, собранных крестом. Оно плотно вставляется в цилиндр так. что верхняя закругленная часть выступает на 7 мм. На плоскость цилиндра наносим притирочную пасту (абразивный порошок, разве...
Читать далее >>Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с. Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви...
Читать далее >>Эксплуатация ИЖ Юпитер 4 с коляской: Пять лет на ИЖе Самая распространенная марка мотоцикла в нашей стране — ИЖ — и выпускается давно и тираж наибольший. Так же велик накопленный опыт эксплуатации этих машин, поскольку каждая новая модель создается на основе предшествующей (за исключением «Планеты-спорт» ). Но известен этот опыт не так широко, как следовало бы, свидетельством чему служат письма в редакционной почте. Среди них немало и таких, где новые владельцы ИЖей просят рассказать вообще о машине и особенностях ее эксплуатации в сельских условиях. Выполняя эти просьбы, публикуем рассказ опытного мотоциклиста Ю. БУГАЕВА из Черкасской области об эксплуатации «Юпитера—4» с коляской, имеющего много общего с «Юпитером— 5», выпуск которого начат недавно. Вот уже пять лет я езжу на ИЖ-Ю4К. За это время пробег его составил 30 тысяч километров, в основном по районным дорогам: булыжным, щебеночным, грунтовым и лишь иногда по асфал...
Читать далее >>