вход регистрация забыли пароль?

Введите данные для входа:

Логин: +7 
Пароль:
регистрация забыли пароль?

Форма регистрации пользователей:

  - E-mail*
+7 - Номер телефона* (логин) 10 цифр, без 8 или +7 например: 9876543210
  - Как к вам обращаться?*
  - Пароль*
  - Повторите пароль*
 введите код слева

Я согласен с условиями Пользовательского соглашения
поля отмеченные * (звездочкой) обязательны для заполнения

Как чехословацкие машиностроители учитывают предложения владельцев мотоциклов Ява из СССР

Цель одна - качество

 

В конце 1984 года в наши магазины начали поступать мотоциклы ЯВА-350 модели «638-5-00» (см. «За рулем», 1986, № 3), отличающейся предшественницы — «634.00» в основном двигателем и электрооборудованием (12 вместо 6 В), а также передней вилкой. Владельцы новых машин положительно оценили усовершенствования. В +о же время они высказывали пожелания, касавшиеся изготовления некоторых узлов, особенно деталей двигателя. Чехословацкие специалисты — технологи, конструкторы, проанализировав письма потребителей из СССР, осуществили комплекс мер, которые учитывают их предложения. Эта работа была завершена осенью прошлого года. А недавно в ЧССР побывал научный редактор журнала инженер Б. СИНЕЛЬНИ КОВ, который знакомился с производством мотоциклов на чехословацких заводах.

Вероятно, нет надобности говорить о большой популярности мотоциклов ЯВА и ЧЗ, которые вот уже тридцать лет привлекает наших мотолюбителей своими ходовыми качествами, надёжностью, долговечностью и, не в последнюю очередь, современным обликом. Подтверждением тому служат более полутора миллионов машин этих марок, проданных в нашей стране. И нередко еще рядом с новинкой можно встретить ветерана — ЯВУ-250 или 350 — «накрутившего» многие десятки, а то и сотнй тысяч километров, с которым хозяин не хочет расставаться, умело поддерживая его боевой дух.

Как всегда, появление очередной модели ЯВЫ было встречено с большим интересом. На этот раз он был вызван модернизированным двигателем и новым, более мощным генератором, который устранил слабое место предыдущей модели — недостаточный заряд батареи при малых оборотах. Внешний вид машины остался почти прежний.

«Он будет изменен при втором этапе модернизации, на модели Jawa 638-0-00, намеченной на конец нынешнего года, — говорит заместитель директора завода ЯВА П. Станек, с которым мы осматриваем машину, отличающуюся баком и облицовкой незнакомых очертаний. — Надеемся, что теперь, когда детские болезни «пятерки» нам удалось ликвидировать, ваши мотоциклисты будут довольны мотоциклом Ява».

Болезни, о которых говорил п. Станек, были вызваны, как выяснилось, недостаточно отработанной технологией изготовления цилиндров и некоторых других деталей двигателя. Новые цилиндры состоят из алюминиевой рубашки (ее льют на специализированном металлургическом заводе) и тонкостенной чугунной гильзы. Это более прогрессивная конструкция. Гильза запрессовывается в рубашку, однако при эксплуатации мотоцикла, как показал опыт первого года, иногда возникало коробление гильзы из-за больших внутренних напряжений, остававшихся после изготовления, и она, случалось, смещалась относительно рубашки. В результате двигатель не развивал положенную мощность, работал неустойчиво на малых и средних оборотах, возникали стуки при изменении режима движения. Гораздо реже, но все же встречались и другие дефекты, связанные с коробкой передач и механизмом сцепления.

Весной прошлого года была разработана программа повышения качества мотоциклов ЯВА, выполнение которой было взято под контроль партийными органами и внешнеторговым объединением «Мотоков». Внимательно знакомлюсь с этой программой и нахожу в ней перечень мероприятий по реализации тех замечаний владельцев ЯВЫ-638-5-00, которые записаны и в моем блокноте по сообщениям читателей. О том, как выполнена программа и какие результаты она дала, подробно рассказывает начальник ОТК завода П. Пех, демонстрируя все на машинах, медленно движущихся по конвейеру. В его конце они идут на беговые барабаны, где пускается двигатель, вращаются колеса, включается все, что должно включаться и работать. В сопроводительной документации испытатели, среди которых я узнаю участников «Слетов друзей ЯВЫ», делают отметки о годности машины. Мы уже продолжительное время находимся здесь, как вдруг ухо улавливает необычный звук, характерный для двигателя, где один цилиндр работает с перебоями. Я иду туда и смотрю, как испытатель проверяет зазор между контактами прерывателя, пробует изменить момент зажигания, наконец, меняет свечу. Это не дает результата, и он закатывает машину в расположенный рядом бокс, где ее принимает пожилой механик. Знакомимся — Й. Брабец, в молодости участвовал в шестидневных соревнованиях, а затем вот уже сорок лет работает на ЯВЕ, занимаясь выявлением и устранением дефектов после сборки машин. Спрашиваю, много ли у него работы. Сейчас нет, отвечает он, торопиться не приходится, а вот летом было трудно, очередь в его бокс была длинной. Рядом тогда работали еще два механика с завода ЧЗ, который поставляет двигатели.

На следующий день мне предоставляется возможность познакомиться с мотопроизводством этого известного завода, где делают дорожные и спортивные мотоциклы CZ, моторы для завода ЯВА.

Конвейер сборки двигателей работает в высоком ритме, расположен он в одном помещении со станками и агрегатами, обрабатывающими детали картера и цилиндры. Пока тесновато, но уже в плане строительство нового корпуса. Руководители предприятия озабочены улучшением условий труда рабочих, отчего во многом зависит качество продукции. Мне показывают небольшой цех, где в порядке эксперимента несколько человек полностью собирают двигатели, выполняя последовательно не одну, а ряд операций. Это разнообразит работу, снижает усталость, а в результате повышает качество сборки. Специалисты изучают этот метод, и если он окажется эффективным, то будет внедрен вместе с новым оборудованием в планируемом корпусе.

Рассматривая готовые цилиндры, замечаю, что в нескольких из них не совпадают контуры окон в гильзе и рубашке, из-за чего в местах их соединения образуются заметные ступеньки.

 

Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.

Здесь проверяют качество сборки и комплектацию мотоцикла.

 

На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...

На вращающихся барабанах мотоцикл будто движется по дороге, включаются все передачи, свет, тормоза...

 

Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.

Регулировку натяжения спиц, осевое и радиальное биение обода проверяют при помощи точных приборов.

 

«Это совершенно не страшно, — говорит А. Земен, в прошлом известный спортсмен-многодневщик; на заводе он давно занимается вопросами технического развития мотопроизводства. — Окна в гильзе выполнены точно по чертежам, а окна в рубашке могут быть на миллиметр-другой больше, как это предусматривает существующая технология литья в кокиль. Влияет ли это на параметры двигателя? Проведенные на заводе и в институте ЯВА испытания двигателей, собранных после выполнения программы повышения качества, с цилиндрами, где окна в рубашке даже на 2 — 2,5 мм больше окон в гильзе, показали, что мощность полностью укладывается в допустимые пределы. А вот смещение гильзы теперь полностью исключено благодаря надежной фиксации деталей во время соединения. Стабильности их размеров в процессе эксплуатации удалось добиться введением операции термической стабилизации литья. В дальнейшем будет внедрен более совершенный способ изготовления цилиндра — заливка гильзы в пресс-форме».

В институте ЯВА, это партнер нашего ВНИИмотопрома, ответы на мои последние вопросы дают заместитель директора В. Безоушка и руководитель отдела Я. Рафл.

«Для уменьшения шума работающего двигателя, уровень которого при звонкой алюминиевой рубашке цилиндра вообще довольно высок, теперь, когда его размеры в эксплуатации не искажаются, стало возможным уменьшить зазор между поршнем и зеркалом цилиндра на 0,01 мм. Если раньше он составлял 0,04—0,05 мм, то теперь — 0,03—0,04 мм. В конце мая прошлого года диаметр поршней всех групп увеличен на эту величину.

Можно ли разделывать окна в гильзе до размеров окон в рубашке? Нет, этого делать нельзя. Окна гильзы имеют максимально допустимую площадь. Увеличение их приведет к ухудшению параметров двигателя.

Что касается нынешнего качества изготовления мотоциклов, то оценку скоро дадут и наши коллеги во ВНИИмотопроме. Там сейчас заканчиваются испытания двух мотоциклов, взятых непосредственно из магазина. По сведениям, полученным нами, двигатели отработали без замечаний положенное количество часов на стенде. Надеемся, что так же будут вести себя и мотоциклы».

Наконец, во время встречи в «Мотокове» меня попросили напомнить нашим мотолюбителям, что именно повысившееся качество Jawa-638-5-00 позволило увеличить гарантийный срок с 6 до 12 месяцев при условии, если пробег будет не более 10 тысяч километров. Так что теперь, даже если мотоцикл куплен осенью и простоял всю зиму, есть возможность после летнего сезона отремонтировать его по гарантии.

Везде — на заводе ЯВА, на заводе CZ, в институте ЯВА — показывали и откровенно рассказывали обо всем, что меня интересовало, и просили передать привет советским мотолюбителям, пожелать им многих тысяч счастливых километров на чехословацких машинах.

Всестороннее сотрудничество социалистических стран расширяется, приобретает новые формы. Тесная связь мото-циклостроителей ЧССР с потребителями их продукции в Советском Союзе один из многочисленных примеров того, как это способствует решению важной задачи социалистической интеграции — повышению качества промышленных изделий.

 


 

1986N05P17-18

Пять случайных мотоциклов:

Пять случайных статей о мотоциклах:

Ява 250 Триал - Jawa 250 Trial

Триал для всех   Jawa 250 Trial  Конструкция мотоцикла Ява 250 Триал Триал — мотоциклетное соревнование на мастерство вождения по пересеченной местности завоевывает в мире все большую популярность. На конгрессе ФИМ даже обсуждался вопрос сделать триал дисциплиной номер один в международном мотоспортивном календаре и рекомендовать его в программу Олимпийских игр. В массовых соревнованиях по триалу, исключая официальные встречи, проводимые под эгидой ФИМ, используют обычные дорожные мотоциклы. Переделки сводятся к защите двигателя снизу, уменьшению хода вилки и регулировке мотора для достижения максимальной мощности на двух-трех первых передачах (скорость здесь не имеет значения). В то же время ведущие зарубежные мотоциклетные фирмы наладили выпуск специальных машин для триала. Чехословацкий завод ЯВА в Праге тоже приступает к производству таких мотоциклов. В конструкции мотоцикла Jawa 250 Trial учтена специфика, обусловленная трассой соревнований. Шасси обеспечивает мак...

Читать далее >>

Ремонт рычагов выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса

 У мотоциклов Ява, случается, отламывается упор на рычагах выключения сцепления и привода тормоза переднего колеса, из-за чего их приходится заменять. Поскольку купить новые нелегко, предлагаю испытанный способ ремонта. В рычаге прорезаю паз, как показано на рис. 1, при помощи ножовки и напильника. Затем из стали толщиной 4 мм вырезаю упор 1 (рис. 2) и подгоняю его точно по пазу. Закрепляю упор винтом 2 с потайной головкой. Чтобы винт не выворачивался, закерниваю его головку и стержень в нескольких точках.Рис. 1. Паз в рычаге. Рис. 2. Установка упора: 1 — упор; 2 — винт МЗ. Л. БАВТРИМОВИЧ 223035, Минская область, ст. Ратомка, пер. Привокзальный, 5  1979N06P33

Читать далее >>

Переделка кроссового мотоцикла ЧЗ-250 в многодневный

Переделка кроссового CZ-250 в многодневный   Многодневные мотоциклетные соревнования — самый универсальный вид мотоспорта. Они требуют от гонщика отличной физической подготовки, мастерства кроссовика и шоссейника, а от машины — надежности, хороших ходовых качеств и выносливости. Недаром международные шестидневные соревнования называют мотоолимпиадой, подчеркивая тем самым их значимость. В 1972 году советская команда заняла на «шестидневке», проходившей в ЧССР, четвертое место. Это, конечно, успех: наши спортсмены, как и победители, не получили штрафных очков в основных соревнованиях (призеров выявили лишь специальные испытания). Но чтобы подняться на пьедестал почета, многое предстоит еще сделать.В нашей стране проводятся городские, республиканские и всесоюзные многодневки. Число участвующих в них спортсменов сравнительно невелико. Росту массовости, помимо организационных трудностей, препятствует отсутствие технически совершенных мотоциклов. К сож...

Читать далее >>

Ремонт центральной подставки на мотоцикле ИЖ

 На мотоциклах ИЖ в результате износа упоров, приваренных к раме, центральная подставка скручивается и ломает упоры. Приваривать их снова не стоит. так как это довольно сложно и небезвредно для рамы. Установка упоров на подставку: 1 подставка; 2 — упоры. Я, а затем еще несколько владельцев ИЖей приварили упоры (пластины, вырезанные из стального листа толщиной 5 мм) к самой подставке, как показано на рисунке. Уже несколько лет переделанные подставки не доставляют нам никаких хлопот. Н. МЕЛАНКО 330067, г. Запорожье, ул. Учительская, 17а 1976N01P38

Читать далее >>

Какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер

 Читатель А. Устинов из Кемерова спрашивает, какие подшипники и сальники применяются на мотоциклах «ИЖ — Планета» и «ИЖ — Юпитер», и просит сообщить их номера.Коленчатый вал мотоцикла «Планета» (всех моделей) опирается на два роликовых подшипника 2505К и на один шариковый подшипник 304 (слева). Его цапфы уплотняются сальником, имеющим обозначение ИЖ-49 сб. 1-30-1 с крышкой (справа) и сальником ИЖ-49 сб. 1-40-3 (слева).Коленчатый вал «Юпитера» (тоже всех моделей) устанавливается на трех шарикоподшипниках 205 и на шарикоподшипниках 304 (слева). Сальники такие: правый — ИЖ-49 сб 1-30-3 с крышкой, левый — ИЖ-Ю сб. 1-50 и по одному сальнику ИЖ-Ю сб. 1-14-1 в каждой из двух крышек кривошипных камер.Вторичный вал коробки передач и у о Планеты» и у «Юпитера» опирается на роликоподшипник 192906 К1М и уплотняется сальником ИЖ-49 сб. 1-28-1.Первичный вал у всех мотоциклов слева опирается на шарикоподшип...

Читать далее >>